Это место
пока
свободно
Сайт независимых бесплатных консультаций.

Российский рынок отопительных котлов:
итоги 2005 года и прогноз на 2006.

В этой статье попробую оценить результаты развития рынка отопления в 2005 году и дать прогноз на 2006 год. Известно, что прогнозирование - дело неблагодарное. Примерно такое же неблагодарное дело и оценка результатов года, в ситуации, когда далеко не все производители готовы предоставить информацию об объемах продаж. Постараюсь быть максимально объективен и точен и заранее прошу извинения, если кого-нибудь из производителей забыл упомянуть. Очень надеюсь, что мои знания и опыт позволят оценить этот рынок достаточно точно и объективно.

Часть первая. Результаты 2005 года

Тенденции, отмеченные в последние годы, были продолжены и в 2005 году. Объем продаж отопительных котлов вырос примерно на 4% и составил примерно 550 000 - 575 000 шт.*

* Сразу хочется сказать, что точные оценки объемов продаж дать практически невозможно и вряд ли кто-то абсолютно точными данными располагает. В этой статье я постараюсь назвать наиболее точные цифры исходя как из собственных исследований, так и из сведений полученных от специалистов, работающих не один год на этом рынке. Кроме того, при подготовке этой статьи я использовал некоторые данные английской консалтинговой фирмы BSRIA.

Изменения объемов продаж происходили в разных секторах рынка неравномерно. Объемы продаж некоторых типов котлов росли, другие же несколько падали. Разберемся подробнее с различными типами котлов.

Логично начать рассмотрение с наиболее продаваемых в России газовых котлов с атмосферной горелкой.

Газовые котлы с атмосферной горелкой.

В этом секторе есть две тенденции:

  1. бесспорный рост продаж настенных газовых котлов импортного производства,
  2. некоторое падение общих объемов продаж напольных газовых котлов с атмосферной горелкой, большую часть которых составляют дешевые модели отечественных производителей.

Чем можно объяснить рост продаж настенных газовых котлов? Очевидно, что есть несколько причин:

  1. расширение количества газифицированных районов,
  2. рост доходов государства (вследствие повышения мировых цен на энергоносители и т.д.), а как следствие рост доходов части населения и увеличение объемов коттеджного строительства),
  3. постепенное внедрение поквартирного отопления (теплоснабжения).

Рост продаж настенных котлов - это не специфическая особенность, а мировая тенденция. Эти компактные, удобные в монтаже и относительно недорогие котлы, способные снабдить теплом и горячей водой коттедж площадью в 200-300 кв.м. (а иногда и больше), пришлись по вкусу жителям самых разных стран. Не удивительно, что они "отвоевали" некоторую часть российского рынка у напольных котлов.

Если говорить о конкретных цифрах, то можно оценить объем продаж настенных газовых котлов в России в 2005 году примерно в 100 000 шт. Что составляет рост более 30% по сравнению с 2004 годом (тогда было продано примерно 75 000 шт. "настенников").

В отличие от настенных котлов, объемы продаж напольных с атмосферной горелкой скорее падают. Это объясняется только тем, что они постепенно уступают часть рынка настенным. Тем не менее, продажи напольных газовых котлов с атмосферной горелкой в 2005 году были примерно в 4 с лишнем раза больше чем настенных.

Несколько слов о лидерах среди производителей газовых котлов с атмосферной горелкой.
В секторе настенных газовых котлов подавляющее большинство моделей - зарубежного производства. Последние годы за лидерство активно борются две фирмы - Vaillant и Baxi. Их суммарная доля составляет около 30% всего рынка настенных котлов и, этот процент постепенно увеличивается. Кроме того, если в 2004 году первое место занимал Vaillant, то в 2005, возможно, произошла смена лидера. Это я могу только предположить, т.к. итоговых цифр по результатам года пока не обнародовано. На третьем место в секторе настенных газовых котлов претендуют сразу четыре производителя (правда, с заметным отставанием от лидеров). Это Ariston, Beretta, Junkers и Mora.

Бесспорно, самые продаваемые в России - это напольные газовые котлы с атмосферной горелкой (примерно 400 000 шт. в год). В этом секторе подавляющее большинство продаж - недорогие модели отечественных производителей. Что легко объяснить невысоким уровнем доходов основной массы россиян, которые не готовы покупать импортные котлы, стоимость большинства из которых начинается от 500 евро. И в этом секторе можно назвать двух лидеров - это "Ростовгазаппарат" (г. Ростов-на-Дону) и подмосковный Жуковский машиностроительный завод. В сумме они производят примерно половину всех продаваемых в России напольных котлов.

Из зарубежных марок все последние годы на российском рынке наиболее успешны чешские Protherm и Mora. Правда, объемы их продаж в десятки раз меньше, чем у вышеупомянутых российских производителей. Из других иностранных производителей за наиболее успешное продвижение в 2005 году можно отметить фирму Baxi с серией котлов Slim, объемы продаж которых в прошедшем году стали сопоставимы с объемами Protherm и Mora.

Далее перейдем к напольным котлам для работы со сменными горелками (газ/жидкое топливо).

Напольные котлы для работы на газе и жидком топливе.

Объемы продаж в этом секторе рынка не высоки. Они примерно в 50 раз ниже объемов рынка газовых котлов с атмосферной горелкой и составляют немногим более 10 тысяч штук в год. При столь незначительных продажах трудно выделить и однозначных лидеров, ведь разница выражается буквально в нескольких сотнях проданных за год котлов. Тем не менее, попытаюсь перечислить лидеров. Это, на мой взгляд, ACV, Buderus, Dakon, Ferroli, Kiturami, Lamborghini, Olympia, Roca, Viessmann и др.

Можно отметить, что серьезных изменений объемов продаж в этом секторе не наблюдается на протяжении уже нескольких лет. Кстати, один из лидеров в этом секторе - ACV планирует в 2006 году производить поставки котлов не только через фирму "Импульс", но и непосредственно через представительство в России.

Говоря об этих котлах логично упомянуть и о производителях горелок, которые на них устанавливаются. Вот список наиболее заметных на российском рынке производителей сменных горелок: Weishaupt, Riello, Baltur (Wester), Bentone, Giersch, Oilon, Lamborghini, CIB Unigas.

Далее перейдем к одному из конкурентов жидкотопливных котлов - электрическим моделям.

Электрические котлы.

Объемы продаж электрокотлов в России в 2005 году составили ориентировочно 40 000 шт. Здесь, как и в секторе напольных газовых котлов по объемам лидируют российские производители. В первую очередь это "ЭВАН" (г. Нижний Новгород) и "РусНИТ" (производства рязанского завода "Красное знамя"). На их долю приходится до 75% рынка.

Кстати недавно прошла крупная сделка слияния - поглощения. Компания "ЭВАН" продала свой розничный бизнес крупному торговому оператору из Екатеринбурга.
Среди лидеров из иностранных производителей можно назвать Protherm (Словакия), Dakon (Чехия), Kospel (Польша). Но объемы их продаж в России относительно не высоки и лежат в пределах от 1 000 до 2 500 шт. год. Стоит заметить, что если большинство продаваемых российских напольных газовых котлов отличаются от импортных значительно меньшей стоимостью и соответствующим качеством, то цена и качество отечественных электрокотлов сопоставимы с иностранными образцами.

Еще недавно было очень распространено заблуждение, что отопление с помощью электроэнергии гораздо дороже, чем с помощью солярки. В 2005 году в связи с ростом цен на нефть и, соответственно, на солярку расходы при отоплении с помощью электричества стали вполне сопоставимы с "жидкотопливным" вариантом, а нередко и ниже. С другой стороны, широкое распространение электрокотлов ограничивается двумя основными факторами. Во-первых, редко где есть достаточная для отопления электрическая мощность. Во-вторых, извечные проблемы с перебоями в электроснабжении.

Серьезных изменений в 2005 году по сравнению с 2004 в этом секторе не произошло. Объемы продаж твердотопливных котлов примерно сопоставимы с объемами продаж котлов жидкотопливных и составляют приблизительно 10 000 шт. в год. На протяжении всех последних лет лидером среди иностранных призводителей является чешская фирма Dakon с объемами продаж в России в 2005 году порядка 2 500 шт. Успех этой фирмы можно объяснить двумя основными факторами:

  1. хорошим качеством твердотопливных котлов этой фирмы при достаточно доступной цене,
  2. отсутствием серьезной конкуренции со стороны других производителей.

Правда, что касается второго пункта, то некоторую конкуренцию в 2005 году котлам Dakon составила продукция еще одной чешской фирмы - OPOP. Твердотопливных котлов OPOP в России в 2005 году было продано примерно 500 шт.

Часть вторая. Прогноз на 2006 год.

При прогнозировании развития рынка газовых котлов существует два основных мнения. Они отличаются взглядом на динамику развития сектора напольных газовых котлов с атмосферной горелкой. Про объемы продаж настенных котлов особых расхождений во взглядах нет - они растут, и будут расти в ближайшие годы. Мнения по поводу напольных котлов несколько рознятся. Вот две основные позиции.

  1. Рост рынка настенных котлов происходит в значительной степени за счет доли напольных. Таким образом, рост продаж настенных котлов должен неминуемо вести к серьезному падению продаж напольных моделей с атмосферной горелкой.
  2. Понятно, что настенные котлы "съедают" часть рынка напольных, но вряд ли рост объемов продаж "настенников" равен ровно такому же падению объемов среди напольных котлов. Стоит обратить внимание на то, что в данный момент подавляющее большинство напольных котлов с атмосферной горелкой - это очень дешевые модели российского производства. Учитывая что в большинстве регионов России люди живут совсем не богато и их жизнь вряд ли кардинально изменится в ближайший год, то они смогут себе позволить купить только отечественный котел за 150-200$. Т.е. относительно дорогие настенные газовые котлы почти не влияют на объемы продаж дешевых отечественных, точнее влияют, но очень слабо.

Мне лично ближе вторая позиция. Думаю, что падение продаж в секторе напольных газовых котлов будет не значительно, а прирост рынка будет происходить за счет "настенников". При этом стоит разделить сектор напольных газовых котлов с атмосферной горелкой на две составляющие: дешевые отечественные и более дорогие импортные. Есть ощущение, что рост доходов части россиян вызванный, в первую очередь, высокими мировыми ценами на нефть, позволяет говорить о некотором увеличении как общего спроса на котлы в связи с активным строительством, так и в частности на импортные газовые напольные модели, которых пока продается очень немного и рынок ими еще не до конца насыщен.

Говорить о серьезных изменениях в объемах продаж электрических, жидко и твердотопливных котлов в 2006 году вряд ли стоит. Можно прогнозировать небольшой рост вследствие все того же повышения доходов и продолжающегося активного загородного строительства. При этом стоит выделить несколько факторов, которые могут несколько повлиять на объемы продаж этих видов котлов.

  1. Рост цен на нефть приводит к подорожанию жидкого топлива (солярки) и делает этот вид отопления менее конкурентоспособным.
  2. Продолжающаяся газификация ведет к все большему вытеснению газовыми котлами всех других.
  3. Электрические котлы, которые с одной стороны становятся более конкурентоспособными по сравнению с жидкотопливными, с другой стороны испытывают все большую конкуренцию со стороны приборов прямого электрического обогрева (в первую очередь электрических конвекторов).

Одним из перспективных направлений развития остается внедрение поквартирного теплоснабжения. При этом существуют варианты, как и с использованием газа, так и электроэнергии (естественно в тех регионах, где это экономически оправдано).

Если говорить о новых моделях и технологиях, которые могут занять большее место в 2006 году, то можно назвать конденсационные котлы. В 2005 году объемы продаж таких моделей были совсем не высоки, но учитывая, что ведущие производители (среди которых Ariston, Baxi, Vaillant) предпринимают серьезные усилия по их продвижению, можно предположить увеличение их продаж как минимум в 2 раза.

Конденсационные котлы. КПД 108% ?!

В последние годы все чаще можно увидеть информацию о котлах с КПД равным 107, 108 и даже 109%. Такие цифры нередко упоминаются применительно к конденсационным газовым котлам. Естественно чудес не бывает и КПД не может быть больше 100%. Указывая такие цифры при описании конденсационных котлов имеется в виду, что они способны отбирать из продуктов сгорания так называемую "скрытую" теплоту конденсации содержащихся в них водяных паров. Введение вышеописанной технологии позволяет экономить около 15% теплозатрат по сравнению с традиционными системами. Таким образом цифра, например, в 108% получается простым суммирование двух КПД: уже существующих (примерно 92%) и дополнительных 15%. Вот и результат в 107%. Кроме большего КПД у конденсационных котлов существует еще одно достоинство- это меньшее количество вредных веществ удаляющихся через дымоход. К недостаткам можно отнести то, что они дороже и в процессе их работы образуется большее количество жидкого конденсата, который надо утилизировать, а также то, что высокий КПД ведет к понижению температуры отходящих газов, а как следствие ужесточаются требования к качеству дымохода.

Леонид Милеев


независимый консультант по подбору оборудования
для отопления, кондиционирования и водоснабжения

milleon@yandex.ru
http://www.prokotly.ru
тел.: 8-926-22-760-99


 Ссылки web-design: yoom@hotmail.ru
Это место
пока
свободно